Правительство Татарстана не поделилось с депутатами // контролирующими функциями
23 ноября 2005 года

По словам министра, данный законопроект призван отрегулировать финансовые отношения между госвластью и муниципалитетами и тем самым «защитить интересы всего населения республики». Депутатам показалось, что более всего законопроект защищает интересы татарстанского правительства, но после недолгих споров с министром рекомендовали проект к первому чтению.

Проект закона РТ «О наделении муниципальных районов и городских округов государственными материальными ресурсами и государственными субсидиями для решения вопросов местного значения» был подготовлен, по словам Мидхата Курманова, с одной целью: «обеспечить права, свободы и законные интересы населения республики». Согласно законопроекту, защита гражданских интересов заключается в правильном финансировании поселений, которое берет на себя правительство республики. Как пояснил господин Курманов, в Татарстане «создаются пять региональных фондов, связанных с МСУ, и могут быть созданы дополнительно еще два — фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов». В представляемом законопроекте, по словам министра юстиции, установлены принципы и условия предоставления этих средств (их общий объем, пояснил Мидхат Курманов, составляет 2,6 млрд рублей). Предполагается, что отбор проектов, подлежащих финансированию, будет проходить на конкурсной основе. «Мы хотим, чтобы у всех районов были равные условия и чтобы каждый район мог доказать, что именно его проект или социальная программа достойны поддержки», — заявил министр.
Члены комитета сочли законопроект сырым и расплывчатым. Так, зампредседателя комитета Флюра Зиятдинова заметила, что «при наличии принципов и условий в документе отсутствуют индикаторы», на которые можно было бы опираться при оценке эффективности использования субсидий. «И не повторится ли то, что было раньше, когда районы с меньшим количеством населения получали в два раза больше средств неизвестно на каких основаниях?» — спросила она министра. Мидхат Курманов заверил ее, что законопроект как раз и направлен на устранение подобного волюнтаризма, однако в подробности вдаваться не стал. Между тем комитет желал именно подробностей — так, депутата Геннадия Мамонтова интересовало, почему к проекту не приложен перечень всех объектов республики, претендующих на финансирование. Как выяснилось, таковой перечень имеется в распоряжении правительства, но для депутатов его не подготовили «по причине огромного объема». «Там 25 тысяч объектов, вот такой талмуд», — показал господин Курманов. С ним неожиданно согласился председатель комитета Александр Федоров, признавшийся, что лично он был против включения перечня в закон: «Потому что тогда из-за каждого нового строительства и каждого объекта в закон придется вносить изменения. Это лишняя работа для законодателей». «Это контроль, Александр Степанович», — поправила его Флюра Зиятдинова, настаивающая на предоставлении перечня. Мидхат Курманов с легкостью согласился: «Не проблема, перечень будет к первому чтению. И вы получите наслаждение, если я зачитаю эти объекты все до единого», — пообещал он ей.
Когда претензии депутатов были в целом удовлетворены, представитель правового управления Госсовета заметила, что одна из статей законопроекта противоречит Конституции РТ. «В статье говорится, что органы местного самоуправления при определении своей структуры должны учитывать нормативы функциональной нагрузки, устанавливаемой Кабинетом министров РТ. А Конституция гласит, что структура устанавливается органами МСУ самостоятельно», — пояснила представитель правового управления. Мидхат Курманов ответил, что понимает позицию управления, поскольку «сам, в принципе, юрист». Но из слов министра выходило, что в настоящий момент правительство республики больше озабочено не соблюдением конституционных норм, а оптимизацией расходов. «Если сейчас всем дать такую возможность (устанавливать структуру органов МСУ — „Ъ“), то все сделают себе управленческие аппараты по 200 человек», — заявил Мидхат Курманов. Тут Флюра Зиятдинова поддержала министра, назвав эту меру «вынужденной и временной», и предложила ограничить ее действие 2009 годом. Мидхат Курманов опять согласился с ней, уточнив: «Если к этому году в России еще сохранится местное само-управление».

Екатерина ВОРОБЬЕВА, "Коммерсантъ-Казань"